• Украина
    • Москва
    • Краснодар
    • Симферополь
    • Украина
    • Беларусь
    • Молдова
  • Мобильные
  • Заказать звонок
+380 44 545-71-04многоканальный тел./факс
+7 916 555-58-43
Ваш телефон успешно отправлен.
С вами скоро свяжутся.
+7 978 797-58-57
+7 495 975-98-73
+375 29 103-13-15
+373 022 28-19-66
+7 861 203-40-65
Газета ATMOSFERA-REVIEW

Зеленый тариф остается

Угорники_tmbnlНесмотря на недавние мрачные предсказания экспертов относительно зеленого тарифа в Украине, государство, все таки не отказалось от поддержки возобновляемых источников энергии через этот механизм.

Хорошее начало…

Еще в прошлом 2013 году эксперты называли украинский зеленый тариф самым привлекательным среди европейских аналогов. В особенной мере это касалось солнечной энергетики, в которой, усилиями лоббистов отрасли, удалось добиться очень хороших тарифов. Это стало стимулом для быстрого роста рынка и появления в солнечной энергетике значительного числа проектов разного масштаба.

Еще одним позитивным сигналом для рынка стало утверждение в 2013 году зеленого тарифа для частных домовладельцев. После того как НКРЭ утвердила соответствующее постановление, многие домовладельцы сели за калькуляторы и компьютеры чтобы посчитать, как можно заработать на установке солнечной электростанции у себя на крыше.

Вскоре после таких подсчетов, некоторые из них даже начали заказывать оборудование и нанимать консультантов по строительству крышных электростанций. Сегодня в Украине уже работает несколько первых домашних солнечных электростанций.

…и турбулентное продолжение

Текущий год начался для возобновляемой энергетики не лучшим образом. Мягко говоря плачевное положение дел в государственном бюджете заставило Кабмин искать все возможные способы сократить расходы. В поисках сокращений многие решили, что логичным было бы «сократить затраты» на зеленую энергетику.

Особых доказательств рациональности такого решения никто, собственно, не приводил. Ведь у значительного большинства украинцев существует предубеждение, что зеленый тариф финансируется из госбюджета Украины и является одной из его затратных статей.

И действительно, при тарифе 731,98 копеек за киловатт-час солнечной энергии (действующий в мае 2014 года тариф) и общей мощности солнечных электростанций 645 МВт (конец 2013 года) возможность сэкономить прельщала многих представителей правительства и общественности. И на фоне возможного коллапса социальной системы, такая экономия бюджетных средств могла показаться вполне обоснованной. При этом развитие возобновляемых источников энергии могло быть отложено «до лучших времен».

В Верховном Совете было зарегистрировано несколько законопроектов, которые отменяли или понижали зеленый тариф. К счастью они не были приняты, хотя некоторые все еще бродят коридорами Парламента. Говоря проще — тариф на солнце никто не трогал и его высокие показатели являются главным фактором привлекающим иностранных инвесторов в украинском рынке возобновляемой энергетики.

Как уцелел «зеленый тариф»

Ключевым фактором, который позволил сохранить зеленый тариф, стало то, что по своей природе он никак не связан с госбюджетом. Ведь все расчеты за электроэнергию в Украине осуществляются через государственное предприятие «Энергорынок». Последнее можно представить как общий «котел» — именно в него «сбрасывают» электроэнергию все участники рынка. В зависимости от типа генерации, участники получают разную цену за киловатт-час электроэнергии. Например, на момент написания статьи, стоимость киловатт-часа электроэнергии, сгенерированного солнечной электростанцией составлял 5,05 грн.

Но все эти сложные взаимодействия никак не касаются потребителя — облэнерго поставляют им электроэнергию по фиксированной цене. Такое возможно именно потому, что разным типам производителей электроэнергии выплачивается разный тариф — цена же для покупателя является чем-то вроде «среднего арифметического». Дешевая цена и большой объем электричества от атомных электростанций компенсирует относительную дороговизну «зеленого тарифа».

Впрочем, и в эти нюансы ни правительство, ни избиратели вникать не захотели — ведь сэкономить на том, что не имеет отношения к госбюджету, как оказалось, невозможно. Позитивным такое развитие ситуации считает директор компании «Атмосфера» Алексей Бадика. «То, что зеленый тариф остался — очень хороший сигнал не только для целого сектора возобновляемой энергетики, но и для всей экономики. Ведь проекты по внедрению возобновляемых источников энергии вносят свой вклад в ее развитие, а также стимулируют повышение энергетической безопасности страны» — говорит он.

Кроме того, от решения урезать “зеленый тариф” правительство отказалось, очевидно, понимая то, что такое решение потянет вниз без того низкую инвестиционную привлекательность Украины. На такое решение повлияли также и намерения Китайской Национальной Группы Корпораций по Строительным Материалам (СNBM) инвестировать около двух миллиардов евро в рынок солнечной энергетики в Украине. Компания в апреле 2014 года заявила, что инвестиции возможны только при сбережении существующего уровня “зеленого тарифа”. Кроме того, снижение “зеленого тарифа” для существующих солнечных электростанций означало бы нарушения обязательств Украины по защите иностранных инвесторов.

Место под солнцем для домохозяйств

Особое оживление среди участников рынка возобновляемой энергетики в 2013 году вызвали изменения в законодательстве, которые позволяли частным собственникам продавать электроэнергию по «зеленому тарифу». Согласно законодательству, продажа по зеленому тарифу для собственников частных солнечных электростанций была существенно упрощена. Например «частникам» не нужно становится членами наблюдательного совета ГП «Энергорынок» — они проводят расчеты напрямую с облэнерго.

Юрий Фаворский

Юрий Фаворский, соучредитель компании Energy.ua

Многие эксперты считали, что частных собственников не пустят на рынок, ведь конкретные детали подключения для них должна была утвердить НКРЭ. Скептики говорили, что поскольку частных владельцев солнечных электростанций ограничили максимальной мощностью в 10 КВт, то и само постановление НКРЭ будет иметь какие-то ограничения, которые будут мешать подключениям.

Как оказалось, постановление НКРЭ о зеленом тарифе для домохозяйств стимулирует подключение небольших частных солнечных электростанций. Все дело в том, что облэнерго, согласно этому постановлению, по сути, не имеют возможности отказать в подключении частной солнечной электростанции.

Само постановление было утверждено в 2013 году, при этом зеленый тариф для частников начал действовать с 1 января 2014 года. Несмотря на желание сократить расходы бюджета, тариф для частных солнечных электростанций продолжает действовать, а само постановление НКРЕ недавно зарегистрировало Министерство Юстиции. Для домашних электростанций, подключенных до 1 января 2015 года тариф за 1 КВт-час электроэнергии будет составлять 389,4 коп.

По мнению Юрия Фаворского, причина того, что зеленый тариф для частников продолжил свое существование — такая же как и для сохранения зеленого тарифа для компаний. «По сути, государство в лице Кабмина осознало, что от зеленого тарифа оно ничего не теряет, а вот лишние ограничения могут убить потенциально значимый рынок» — говорит эксперт.

Такое развитие рынка не может не радовать — несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, государство пошло по пути создания потенциально большого рынка. Что, конечно же, вселяет надежду, как в инвесторов и девелоперов больших проектов по использованию возобновляемых источников энергии, так и в тех, кто планирует запустить домашнюю солнечную электростанцию уже в ближайшим времени.